Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

В Саранске хранится уникальная икона «Мадонна с младенцем» начала XVI века

14.01.2018, 9:21      Новости Саранска

Самым старым живописным произведением в собрании Республиканского краеведческого музея им. Воронина является католическая икона «Мадонна с младенцем» неизвестного мастера времен Рафаэля. Жемчужина начала XVI века один раз покидала место хранения 20 лет назад для экспонирования в Мордовском госуниверситете. По воспоминаниям краеведа Сергея Бахмустова, тогда интерес студентов был огромный… Как икона оказалась в Саранске? Как современному  зрителю понять ее символику? Об этом научный сотрудник отдела средневековой и дореволюционной истории музея Дмитрий Фролов рассказал ТАТЬЯНЕ МИХАЙЛОВОЙ.

Дмитрий Фролов: «В качестве компенсации  Эрмитаж предложил «Мадонну с младенцем» начала XVI века и три картины XVIII века. Так в нашем собрании оказалось другое произведение эпохи Возрождения»

«История этой иконы очень необычная! – говорит автор книги «Образ Богоматери». — По воспоминаниям бывшего директора музея Дмитрия Ануфриева, в начале 1920-х годов в одной помещичьей усадьбе (предположительно, Тепл я кова в селе Макаровка) была взята картина «Битва Константина с Максенцием» эпохи итальянского Возрождения. Редкая и виртуозная живопись привлекла внимание работников Государственного Эрмитажа. В 1935 году они вынудили передать ее в Ленинград. Ануфриев не захотел мириться с потерей. 5 лет писал многочисленные жалобы и обивал пороги кабинетов, чтобы вернуть шедевр. В результате был достигнут определенный компромисс. В качестве компенсации  Эрмитаж предложил «Мадонну с младенцем» начала XVI века и три картины XVIII века. Так в нашем собрании оказалось другое произведение эпохи Возрождения. В фондах хранятся акт о выдаче из Эрмитажа художественных ценностей от 15 октября 1940 года и акт от 25 октября 1940-го о получении их в Саранске».

«С»: В каком состоянии икона поступила в музей?

— В тяжелом… Практически разошлись стыки трех липовых досок, на которых она написана. Жучки-точильщики повредили основу. Поверхность почти полностью покрывала масляная запись XIX века по контурам оригинального изображения. С 1974-го по 1978 год икону реставрировали в  Москве, в  лучшем всесоюзном институте «Росреставрация». А затем ведущий научный сотрудник музея изобразительных искусств им. Пушкина Виктория Маркова, доктор искусствоведения и крупнейший специалист по итальянской живописи сделала заключение, в котором написано: «Первоначальная живопись относится к началу XVI века и принадлежит мастеру умбрийской школы. Икона вставлена в киот, который относится, по-видимому, к тому же времени»…  Образ помещен в фигурную раму-киот, обрамленный слева и справа орнаментом в виде стилизованных листьев и розеток. Лицевая сторона расписана, имеет левкас и паволоку. Левкас — это грунт из мела, размешанного на животном клее с добавлением льняного масла. Чтобы при растрескивании доски он и красочный слой не разрывались, на лицевую сторону наклеивали ткань, называемую паволокой.

Богородица изображена сидящей на террасе дома на фоне излюбленного тогда горного пейзажа и лазоревого неба с облаками.  Справа и слева от нее художник симметрично разместил по одному дереву. Благородный облик Богоматери, одетой в аристократические одежды начала XVI века, поражает величественностью и монументализмом. При созерцании данного произведения на память приходят стихи Роберта Рождественского:

На нас глядят два озера печали, И в каждом по звезде отражено, В эпоху Возрождения писали Так лишь мадонн на фоне синей дали, Земных или небесных – все равно. Вот почему извечный лик мадонны, Лик женщины с младенцем на руках, Сияньем материнства озаренной, Стал обликом не фрески иль иконы, А вечности, земной презревший прах.

«С»: В какой манере написана икона?

— Неизвестный мастер следовал реалистическим принципам европейского Возрождения, но в тоже время, возможно, взирал и на древний византийский образец. Над головой Богоматери изображен типичный католический нимб. А вот венец Богомладенца напоминает православную византийскую традицию. С крестом внутри нимба, находящегося вокруг головы. Образ написан столь искусно, что зритель с правого или левого ракурсов ракурсов видит разный  взгляд Богоматери — то печальный, то умиротворенный… «Мадонна с младенцем» создана мастером – современником великого Рафаэля, работавшего с ним в стилистике знаменитой умбрийской школы. Наш музей гордится произведением. Эта «Мадонна» единственная на несколько регионов! Ближайшие подобные шедевры только в столице.

Справка «С» Мадонна с младенцем. МРОКМ им. И.Д. Воронина. Начало XVI века. Умбрийская школа. Италия. Дерево, левкас, темпера; Икона 64 х 47 х 2 см. Рама-киот 94 х 54 х 8 см. Поступила в музей в 1940 году из Государственного Эрмитажа в Ленинграде.
Источник: https:
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях..

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования