Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Проект «Спецмашины»: автомобили по перевозке заключенных

13.11.2017, 9:50      Новости Саранска
Денис Тюркин

tjurkin@stolica-s.su

В одном из предыдущих номеров «Автостолицы» Денис Тюркин рассказал , как выглядит инкассаторская техника по пере­возке ценностей в регионе?13. Грузовики, о которых пойдет речь в этой публикации, тоже хорошо охраняются. Но только возят они не деньги, драгоценные металлы и музейные экспонаты, а преступивших Закон людей. Каково это?—??сидеть в «шкафу» для пожизненно осужденных, и какое отношение к перевозкам имеют «китайцы»?—??читайте в материале.

Они возят не заключенных (в УФСИН почему-то не любят это слово). Осужденных, с ударением на у. Мы в Явасе, в отделе по конвоированию УФСИН по РМ, где работают 82 сотрудника и 10 единиц техники: 4 «Валдая» и 6 КамАЗов трех модификаций. Камский грузовичок, что представлен на фото, зовется сотрудниками караула «китайцем» из-за компактных размеров и некоторых компонентов китайского производства. Вся техника новая, моложе пяти лет. Среднегодовой пробег явно не таксистский: всего около 15 тысяч км. Основной маршрут расположен между населенными пунктами Потьма и Барашево, а это чуть больше 100 км туда-обратно. Осужденные в Мордовию поступают железнодорожным транспортом до станции Потьма, и уже оттуда на автозаках развозятся по всей «ветке». За пределы региона редко выезжает только особый караул, сопровождающий пожизненно осужденных. Иногда дежурному караулу приходится отвозить в больницу в Зубову Поляну рожениц. И такие есть пассажиры, да.

ГАЗ?3310 «Валдай» грузоподъемностью чуть менее 4 тонн выпускался в Нижнем Новгороде с 2004 по 2015 год. На машинах УФСИН установлены дизели «Камминз» мощностью 152 л.?с.© Столица С | Юлия Честнова

В ГАЗ «Валдай» находятся пять малых камер и две больших, в общей сложности там можно перевозить 15 человек. «Китаец» КамАЗ гораздо более вместительный. Там 15 человек помещаются только в одну камеру (всего их две), плюс?—??два «стакана», то есть отсеки для перевозки пожизненников. Мощнейшие эмоции от этих помещений, которые я сначала спутал с ящиками для хранения оружия. Представьте себе металлический шкаф такого размера, что человек в нем помещается, сидя на жестком стульчаке, впритык к стенкам. Дверь с небольшими прорезями за вами закрывается и… Есть только свет небольшого плафона над вами, плотно «обнимающие» вас серые металлические стены и, собственно, вы. Дверь в каждую камеру запирается не только на врезной замок. Устанавливается еще и легкий навесной, похожий на тот, что висит на вашем гараже. Причем ко всем замкам подходит один ключ — таково требование.

Ну а длиннобазный КамАЗ?—??это и вовсе в своем роде автобус. Он может пере­возить полсотни человек. Чем, помимо стоимости проезда, отличается такой «зубово-полянский автобус» от рейсового автобуса Зубова Поляна?—??Саранск? В первом есть кондиционер, а во втором?—??нет. Причем каждый автозак оснащен охладителем воздуха и автономной печкой-воздушкой. Только дефлекторы расположены, как мне показалось, в неудачном месте: прямо над головами караульных.

Двухосный КамАЗ?4308 производится с 2007 года и может взять на борт до 5,5 тонн груза. Его снаряженная масса?—??чуть менее 6 тонн. Двигатель?—??178-сильный «Камминз», соответствующий стандарту «Евро?2». Коробка?—??ZF© Столица С | Юлия Честнова

Что «Валдай», что КамАЗы похожи внутри, если говорить об отсеках перевозки осужденных. На потолке?—??грибки вентиляции, в больших камерах?—??лавки, под которыми расположены отсеки для личных вещей особых пассажиров. На стенке приклеен стикер «Курение запрещено». У сидушек часовых стоит огнетушитель, аптечка, емкость с песком, а также закреплены два пульта: связи с начальником караула и управления освещением и вентиляцией. Вот, собственно, и вся обстановка внутри фургона. Чуть не забыл: есть еще и прожектор на длинном шнуре. С его помощью часовые перед поездкой осматривают камеры на наличие запрещенных предметов. Извините, читатели, но фотографировать внутри будки нам не разрешили, поэтому включайте воображение.

Что «Валдай», что КамАЗ для перевозки осужденных отличаются от обычных грузовиков в кабине лишь наличием монитора, куда выводится изображение с видеокамер, да пультом связи с конвойными в фургоне© Столица С | Юлия Честнова

Дверь в будке только одна. Есть еще и аварийный люк. Он, как и двери во всех камерах, оснащен герконовым датчиком, активирующим сигнализацию в случае несанкционированного открытия. Сообщение об этом сразу появится на мониторе старшего по караулу, который сидит в кабине. Туда же выводится изображение с камер видеонаблюдения (ими оснащены все машины).

В УФСИН по РМ есть редкий для России спецавтомобиль?—??мастерская инженерно-технических средств охраны и надзора на базе заднеприводного дизельного «Форда-Транзит». Таких в стране всего 7. Он нужен для автономных работ, связанных, например, с ремонтом видеокамер, установленных по периметру колонии. Да банальную процедуру восстановления колючей проволоки тоже можно выполнить… В грузовой части фургона есть бензогенератор, разный ручной инструмент и даже оборудование для спайки оптоволоконных кабелей© Столица С | Юлия Честнова

Помимо начальника караула и водителя в машине едут два часовых. На вооружении у них из летального оружия автоматы и пистолеты, из спецсредств?—??резиновые палки, наручники и аэрозольные баллончики «Резеда». В случае перевозки пожизненников в качестве временного усиления караулу придаются дополнительные силы в виде трех человек, они на служебном автомобиле сопровождают автозак. Начальник отдела по конвоированию УФСИН по РМ Сергей Заикин говорит, что за последние 15 лет не припомнит случаи бегства осужденных во время пере­возки. Даже попыток не было.

Вы когда-нибудь лежали в кресле, которое стоит в бронированной умеющей плавать капсуле на восьми колесах? Мне довелось. Побывав в Явасе, я прокатился на БТР?80 с бортовым номером 621, произведенном в 2000 году. Бронетранспортер «стоит на вооружении» отряда специального назначения УФСИН по РМ «Гепард» (спасибо ребятам за тест-драйв!). Посадка за рулем специфическая: короткая спинка хлипкого стульчика не держит спину, ноги вытянуты в струну, органы управления расставлены друг от друга в таком же порядке, что и грибы на лесной поляне. И основной зрительный контакт с внешним миром осуществляется через бронированное стекло размером с деревенскую форточку. Можно, конечно, высунуться в люк, при открытии которого на тебя выльется все, что лилось ранее с небес, но для этого под пятую точку придется подложить специальную подушку. А если дело будет происходить в боевых условиях?! Но стоит собрать в кулак волю, изнеженную тест-драйвами легковых иномарок, как понимаешь: БТР с колесной формулой 8*8 прет! В огромные лесные лужи он плюхается, как бегемот в африканское болото, и легко выбирается на берег. Есть даже намек на резвый разгон и хороший отклик на педаль акселератора! Главное, переключиться на вторую моментально, да и с другими передачами не зевать. Потому как четкость механизма с перевернутой схемой такая, что за то время, пока ищешь, например, третью, почти 14-тонный БТР сам остановится. «Осторожно, не сломай о дерево зеркало!»?—??просил меня спецназовец Александр Семайкин (кстати, недавно п?отом и кровью завоевавший краповый берет), когда мы свернули на узкие лесные дорожки. «Какое еще зеркало?!?—??думал я.?—??Скорее БТР сломает столетнюю сосну!» Удивительно, но у него действительно есть два зеркала заднего вида. Сам Александр в обычной жизни ездит на «Хендэ-Крете», и с улыбкой замечает, что управлять кроссовером попроще, чем бронетранспортером, да и расход у «корейца» поменьше. «Камазовский мотор мощностью 260 л.?с. на трассе «кушает» 48 литров на 100 км, а по грунту?—??от 60 до 130»,?—??говорит Семайкин. Но мне кажется, что он одинаково хорошо рулит и тем, и другим. Вы бы видели, как БТР выезжал с парковки УФСИН, ловко маневрируя между легковушками. По населенному пункту на нем ездить попроще: все, кто попадался нам навстречу в Явасе, просто рассыпались по обочинам. Попробуй, не пропусти такую махину шириной почти 3 м! Шикарная подвеска (у каждого колеса?—??торсионы с амортизаторами) творит чудеса, позволяя машине вовсе не замечать лежачие полицейские и почти парить над такими ямами, в которых навсегда может остаться «Фольксваген-Туарег».© Столица С | Юлия Честнова

Формально автозаки «подчиняются» обычным Правилам дорожного движения, но существует устное распоряжение руководства отдела, по которому скорость этого вида транспорта ограничивается 60 км/ч. Даже на трассе. «Это нужно в целях безопасности,?—??поясняет Сергей Заикин.?—??В населенных пунктах скорость снижается до 40 км/ч. Это как на войне: не ты, так в тебя. ДТП с пострадавшими у нас?—??тьфу-тьфу-тьфу?—??не случалось, но один мелкий инцидент был. На крутом повороте в нашу машину буквально уткнулась «Нива» со старичком за рулем. Наш водитель почти остановился, а тот превысил скорость. Обошлось без пострадавших… Какие инструкции есть в случае ДТП? Начальник караула докладывает оперативному дежурному. Тот, в свою очередь,?—??мне. Если это масштабное происшествие?—??делаем доклад в Москву. В этот момент осужденные продолжают оставаться в камерах. Один часовой выходит из спецавтомобиля для охраны сзади, второй остается внутри фургона, а водитель встает спереди, перед моторным отсеком. Ну и вызываем сотрудников ДПС, естественно, если есть такая необходимость».

Обслуживают все машины сотрудники УФСИН собственными силами. Существенных поломок пока не случилось, да еще бы они были при общем пробеге у каждой машины не более 60 тысяч км! Кстати, вы удивитесь, но внутренним регламентом срок службы автозаков ограничен 10 годами.

Источник: https:
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования