Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Людмила Шабалкина: «Я на всю жизнь заполнила слова учительницы из Пензы, назвавшей наш музей одним из лучших в Поволжье»

15.09.2017, 23:46      Новости Саранска

В преддверии осени в Саранске открыл свои двери Республиканский музейно-архивный комплекс. В новом шикарном здании расположились республиканский краеведческий музей имени И.Д.Воронина, фондохранилище Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи и Республиканская архивная служба. Главная роль в этом комплексе будет отведена краеведческому музею. Если у музея изобразительных искусств и архивной службы в новом комплексе разместились отдельные подразделения этих организаций, то краеведы переехали сюда полным составом со всеми своими фондами, экспонатами и экспозициями, покинув прежнее помещение на Московской улице. Теперь у старейшего культурно-просветительского учреждения Мордовии, которому в будущем году исполняется 100 лет, новый адрес – Саранская, 2. О впечатлениях и планах новоселов рассказывает директор музея Людмила Шабалкина.

- Людмила Александровна, Мордовский краеведческий музей, наконец-то обрел здание, необходимое для сохранения культурного наследия прошлого, где можно разместить все экспонаты, хранящиеся в фондах. Музеем пройден немалый путь, в будущем году он отметит свое столетие. Расскажите немного об его истории.

- Откуда вы узнали точный адрес? Даже мне про него не известно. По-моему, вопрос еще не решен. Во всех документах значится: здание на пересечении улиц Красноармейской и Саранской. Мы из прежнего помещения вывезли все музейные предметы, кроме одного. Нам необходим бренд музея. Прежде мы считали, что это – Масторава, мать Мордовии, которая у нас стояла в прошлом помещении. Только она нужна уже в новом исполнении. Та, которая там, там же и останется. Ее сложно перевозить. Мы несколько раз пытались ее транспортировать, приезжали специалисты, смотрели, думали над этим вопросом. Некоторые из них называли заоблачные цены. Потом пришли к выводу, что она маловата для новых просторов, она идеально выглядела там, поддерживаемая всем художественным решением. Тут надо что-то иное. Сейчас рассматриваем и другие предложения: мировое или финно-угорское древо с птицей прародительницей Нинармонь, большой макет Мордовии… Наше прошлое помещение в дореволюционные годы было Трехсвятской церковью, поэтому теперь оно отходит к патриархии. Мастораву придется оставить, помимо нее там настенные медальоны, искусное гипсовое оформление, выполненное московскими художниками. Разумеется, новыми хозяевами все это будет сбиваться: зачем нужны языческие атрибуты православной церкви?!

Теперь перейдем к истории нашего музея. (Кстати, в фойе развернута выставка, где подробно рассказывается о зарождении музея и основных моментах его становления.) Мы переезжали много раз, и наш статус часто менялся, как и название. А основан музей был в 1918 году, в тяжелые годы гражданской войны. Подотдел образования (в то время Пензенской губернии) решил, что такое учреждение должно быть, чтобы оставить память для потомков. А главной целью его должно стать изучение родного края. За создание музея взялась группа интеллигенции во главе с Яковом Наровчатским, врачом по профессии. Следует отметить, что местная интеллигенция раньше играла большую роль в городской жизни. Группа «Любителей изящных искусств» явилась инициатором создания городской библиотеки, а «Общество изучения родного края» создало музей. Правда, ему долго не везло с помещениями, не везде можно было расположить экспозиции, удобные для просмотра. Поначалу он располагался в комнате дома мещанина Ветчинкина на улице Пензенской (ныне Рабочая). С увеличением экспонатов места стало не хватать, и было принято решение выделить под музей бывший дом городского головы Никитина на ул. Ильинской (ныне Большевистская). Потом еще было несколько перемещений, последним местом размещения музея (и самым продолжительным по времени) стало бывшее здание Трехсвятской церкви. Туда музей переехал в 1935 году. В его основу с самого начала легли частные коллекции. Кроме того, туда передавалась конфискованная церковная утварь из закрытых храмов, картины, скульптура, фарфор из покинутых дворянских усадеб. Энтузиасты ездили по селам, собирали предметы старины. Создали мануфактуру, чтобы ее продукцию обменять на какие-нибудь предметы этнографии. Проводились археологически экспедиции на территории Мордовии, причем тут работали и мордовские ученые под руководством научного сотрудника музея Серафима Вернера, и их московские коллеги. Предметы, найденные при раскопках, положили начало формированию археологической коллекции. После смерти просветителя и педагога Макара Евсевьева в дар музею была передана его коллекция. Сотрудники музея выезжали в мордовские села, делали снимки, стараясь запечатлеть все своеобразие жизни мокшан и эрзян: их быта, обрядов, национальных костюмов. Надо сказать, что первоначально картины Федота Сычкова, некоторые работы Степана Эрьзи и других мордовских мастеров находились у нас и только в 1960 году перешли в собственность только что открытой картинной галереи. В настоящее время в музее представлены как последние находки местных краеведов, так и собранные в те далекие годы. Любовь к родному краю, желание прикоснуться к древности присуща не только жителям столицы Мордовии, у нашего музея есть 10 филиалов (включая Мордовское подворье) в разных районах республики. Там также работают краеведы, устраивают экскурсии. Наш музей – старейшая культурная организация республики, вот уже 100 лет знакомит местных жителей и приезжих с прошлым мордовского края. Перерыв был сделан лишь во время войны. Тогда часть экспонатов хранилась в Пугачевской палатке, часть в библиотеке А.С.Пушкина. В здании Трехвятской церкви размещались солдатские казармы. А в 1944 году музей возобновил свою работу.

- В здании бывшей церкви после необходимой реставрации, росписи, будут также проходить богослужения, как и в других возвращенных храмах. А какое будущее ожидает Пугачевскую палатку, находившуюся на территории прежнего музея? Ведь она, как и церковь - памятник архитектуры XVIII века.

- Стоитотметить, что изначально это была бытовая постройка на усадьбе, без окон, типа амбара. Это потом уже она приняла современный вид. До последнего времени там находились два кабинета музея: природы и этнографии. Разумеется – это памятник федерального значения второй половины XVIII века. Особенно если вспомнить исторические легенды, что там был Пугачев и с ее крыльца читал свои знаменитые указы. На сегодняшний день ее судьба пока не решена. Если оставят это здание за нами, возможно, мы там сделаем какую-нибудь экспозицию.

- Ваш музей всегда считался визитной карточкой Саранска, одним из республиканских культурных храмов, сюда наряду с музеем имени С.Д.Эрьзи приводят именитых гостей для знакомства с историей края. Что Вам наиболее запомнилось из этих встреч ( мнения гостей о музее )?

- Из самых именитых в последнее время здесь был Жерар Депардье. Прилетев впервые в Саранск, онпосетил музей в первую очередь. В то время перед работой над ролью он изучал историю крестьянской войны под предводительством Пугачева, и его интересовало все, связанное с этим. А у нас тут представлен целый пугачевский уголок, лекция разработана по этой теме. Да и та же Пугачевская палатка. Помимо этого у нас на экскурсиях было много гостей столицы Мордовии: федеральные министры, иностранцы, жители регионов РФ. Некоторые высказывали свое мнение в книге отзывов, другие благодарили при личной встрече. Мне особенно запомнились слова учительницы из Пензы, которая приехала к нам на экскурсию со своим классом. Я в то время была еще начинающим сотрудником и сопровождала экскурсантов. Она сказала: «Берегите свой музей, он - один из лучших в Поволжье». Эти слова я запомнила на всю жизнь. Все отмечают, что наш маленький музей очень грамотно оформлен известными художниками. Оформление экспозиций шло с 1980 по 1985 год, на которое было истрачено 700 тыс. рублей. Очень большие деньги по тем временам. Все делалось всерьез, на века. Эта акция была идеологически выдержанной. Реконструкция музея находилась на контроле у первых лиц в республике, которые присутствовали у нас на планерках. А когда в 90-х годах церковь вновь обрела свои права, участились разговоры о возвращении здания. А в 2000-м году патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, когда он был в Саранске, поступило обещание, что здание будет обязательно передано. После этого стало ясно, что краеведческому музею нужно отдельное здание, и лучше заново построенное.

- В фондах музея достаточно много раритетных вещей, свыше 200 тысяч экспонатов. Это и предметы быта, и исторические документы, старинные книги, одежда, которые здесь представлены.

- В нашем музее в настоящее время хранится 230 тыс. экспонатов (для сравнения в музее изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи - 25 тыс. экспонатов). Ежегодно прибавляются по 2 тыс. в год. Разумеется, в прежнем помещении была представлена лишь часть имеющегося. Теперь места стало больше, и мы многое себе можем позволить. Посетителям будет показано то, что никогда прежде не демонстрировалось ни на выставках, ни в залах музея. Тем не менее, все, что хранится, мы показать не сможем, это будет находиться в музейных фондах. У нас неплохо пополняется археологическая экспозиция, наши сотрудники выезжают на раскопки. С целью пополнения фондов мы проводим каждое лето этнографические экспедиции. В этом нам оказывают помощь различные организации, например, фонд Кастрена выделял грантовые заявки. Даже в прежнем здании гости, которые к нам приходили, не оставались равнодушными, многие открывали для себя что-то новое. Всем было уютно, комфортно, и каждый находил то место, которое находило отклик в его душе. Новый музей, мне кажется, станет ему достойно заменой. Посетители уже активно приходят после открытия, поступают заявки на проведение групповых экскурсий. Налаживаем туристическое обслуживание. Школьников мы привозим на своем автобусе, даже из районов республики: от порога до порога. Это очень востребовано. Но сейчас ходят, в основном, взрослые, и их оценка особо дорога. Все как один желают нам дальнейшего процветания. Контингент самый разный. С нами дружат ученые МГУ имени Н.П.Огарева, МГПИ имени М.Е.Евсевьева, изучают наши коллекции. Вот уже 24 года подряд мы совместно с ними проводим краеведческие чтения, посвященные Дню рождению музея. На них приезжают и гости: с Москвы, Йошкар-Олы, Нижнего Новгорода. Почетные гости на этих чтениях - известные ученые Николай Мокшин, Наталья Воронина, Виктор Махаев. На основе этих чтений мы выпускаем сборники «Краеведческие записки».

- Какова наполняемость музея в последнее время в сравнении с прошлыми годами?

- Следует отметить, что с годами посетителей становится больше. Возможно, это вызвано возросшим интересом к прошлому родного края. В этом году мы упаковывались, готовились к переезду, а люди приходили до последнего дня, причем семьями, заказывали экскурсии для школ. В последнее время у нас наполняемость музея составляет 50-70 тыс. человек в год.

- Ваши особые посетители - это дети. За время существования музея здесь по несколько раз смогли побывать ученики городских и районных школ республики. Времена меняются, музей развивается, а интерес подрастающего поколения к истории родного края не ослабевает. Какие мероприятия в музее проводятся специально для детей?

- Я начала работать в музее в 90-е годы. Помню первые выездные экскурсии. Было много желающих. У нас был льготный режим, детей из малообеспеченных семей мы привозили бесплатно, проводили экскурсии и у нас, и на конезаводе, и в Пайгармском монастыре, и в Макаровском. В настоящее время мы довольно активно работаем со многими школами города и республики. Есть учителя – энтузиасты, которые приводят детей в музей для изучения родного края целыми циклами. У нас разработаны для работы со школьниками целые программы, которые ежегодно пополняются. Есть курс лекций для среднего преподавательского звена, которые служат для учителей неплохой помощью при работе. Для того чтобы расширить знания по истории родного края мы предлагаем лекции: о братьях Веденяпиных, о крестьянских войнах, и другие. А для маленьких детей представлен ряд программ по краеведению, интерактивные игровые лекции. У нас и на родном языке разработано занятие «Мир мордовского фольклора», которое пользуется большой популярностью.

- В Вашем музее не однажды проходили выставки динозавров. Это что- способ заработать?

- Конечно, присутствовал и этот момент, но не он главный. Мне доводилось проводить анкетирование в 4-хгородских школах. Детей спрашивали: что они хотели бы видеть в краеведческом музее? Ответы были разные, но часто повторялись: Древний Египет и динозавры. Детям хотелось соприкоснуться с древностью. А тут подвернулся подходящий случай.

- Краеведческие музеи есть в каждом регионе?

- Они есть не только в регионах, но и в городах, селах. Есть муниципальные краеведческие музеи, при Домах культуры, в школах. Во многих из них, и в сельских, в том числе, идет исследовательская работа, и сотрудники этих музеев приезжают с призами с федеральных конкурсов. Я была во многих региональных музеях. Невольно напрашивается сравнение. И я думаю, что в плане отображения природы родного края наш музей действительно лучший в Поволжье. У каждого своя изюминка: в Чувашском музее, например, прекрасный зал археологии, в Мари Эл - прекрасный зал этнографии, много интересного в национальном музее Татарстана. А у нас – зал природы. И еще одна наша отличительная черта - у нас работает лучший таксидермист России 2006 года. Это наш штатный работник, человек, который делает чучела. Максим Демидов. Он биолог по образованию, но художник по призванию. Человек редкой профессии, работает над созданием чучел животных, птиц, рыб, земноводных. Они у него очень интересные. Мне приходилось сопровождать немецкую группу, так я с трудом увела ее от его лисы. Немцы были восхищенным созданным, животное казалось живым.

В будущем для нас юбилейном году мы ждем в гости все краеведческие музеи ПФО. Будет довольно красочное празднование. В свое время несколько наших соседей вышли с инициативой создать при Совете музеев России новое звено – Совет музеев Поволжья. Организационное совещание по этому поводу проходило в прошлом году в Ульяновске. Первая встреча этого Совета планируется в этом году в Казани, а следующая, у нас в Саранске на столетие музея.

- Есть расхожее выражение, что театр начинается с вешалки. А с чего начинается мордовский краеведческий музей и что в нем самое главное?

- В любом музее главное – это экспонат, его ничто не заменит. Ничто не заменит экспрессию музейного предмета. И посетили должны понимать, что за каждой древностью (пусть это простой горшок) стоит труд многих людей, живших много лет назад. И этот экспонат сохранил тепло рук мастера, который его создавал. А уникальная мордовская вышивка! И не только она!

Сейчас многие посетители, особенно приходящие с детьми, спрашивают про зал природы. Как я уже говорила, нам он особенно удался и пользуется большой популярностью. Но он пока в процессе подготовки. Посетителей ждет новшество, теперь в залах будут присутствовать сюжетные картинки. Не только интерьеры жилых помещений, изб, усадеб. Будет присутствовать рассказ. Это же мы будет в зале этнографии, в нескольких исторических залах. Пожалуй, изюминкой нашего музея и надо считать этнографию. В этом плане мы хотим создать зал народов, которого раньше не было. Опять сюжетный показ: русские и яблочный спас; две половины татарского дома, мужская и женская, и чем они отличались друг от друга; можем показать еврейское население и их обычаи, потому что у нас живут представители и этой национальности.

- Нет пределов совершенству, все развивается, в музеи внедряются технические новшества последнего времени. Динамика развития, без сомнения, коснулась и Ваш музей. В чем она выразилась?

- На открытии этого музея у нас была мысль устроить телемост с нашими соседями из ПФО. Но у тех не хватило технических возможностей для этого. Техническая наполняемость конференц-зала музея позволила поговорить только с нашим музеем изобразительных искусств, у которых такое новшество тоже появилось совсем недавно. То есть сейчас мы достаточно вооружены технически. Помимо этого, сенсорные информационные киоски, стоящие в каждом зале в каждом зале, смогут дать посетителю любую информацию о том или ином предмете и о всех коллекциях музея.

- Ваши планы на будущее? Над чем Вы сейчас работаете? Какие новые экспозиции появляются в новом музее? И каким Вы его видите через 10 лет?

- Самое главное нам необходимо в короткое время оформить экспозиции во всех залах музея. Помимо этого, продолжается выставочная работа. Вот сейчас мы вместе с архивной службой готовим выставку памяти нашего знаменитого актера В.П. Акашкина, в ноябре - памяти Г.Я.Меркушкина. И, разумеется, мы вносим свою лепту в подготовку к Чемпионату мира по футболу. В настоящее время в музее уже есть тематическая выставка, посвященная этому событию. Теперь мы готовим следующую. А в будущем году, когда мы уже узнаем: какие команды здесь будут играть, мы сделаем целенаправленный ряд выставок со специальной расстановкой национальных акцентов.

Каким я вижу свой музей через 10 лет? Конечно, с развитием туризма в Мордовии, будет развиваться и краеведческий музей. Он будет более востребован посетителями. И еще, я, как страстный патриот своего музея хочу, чтобы со временем он встал на одну ступеньку по значимости с Мордовским музеем изобразительных искусств (сейчас планка первенства у него). Разумеется, Степан Эрьзя – гениальный сын мордовского народа, но культурное наследие мордовского народа достаточно велико и оно не ограничивается им одним. Чтобы жители Мордовии знали и любили наш музей. И через десять лет, и через двадцать и через сто.

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

Источник: info-rm.com
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования